О проекте / Методология

Методология проекта «Академическое музыкальное пространство XXI в. и способы его освоения» актуализирует междисциплинарные подходы к изучению проблематики творческого мышления и восприятия, для успешного исследования которых критически важен баланс теоретической, экспериментальной и практической составляющей научных разработок.

Привлечен методологический инструментарий философской антропологии и философии культуры, раскрывающий взаимосвязи культурных явлений через анализ способов мышления и восприятия субъектов дискурса, рассматриваемых в качестве носителей различных культурных идентичностей.

Проанализирован международный опыт, а также наследие отечественных исследователей. Установлено, что риску поверхностных выводов в области осмысления музыкально-мыслительных процессов наиболее подвержены те исследования, в которых нейрокогнитивный компонент определяет их основное содержание, а тема музыкального восприятия является сопутствующей, поскольку даже те исследователи, которые всерьез интересуются творческим мышлением, взаимодействием науки и искусства, не имеют возможности в необходимом объеме освоить различные пласты музыкально-теоретической мысли. Более того, не всегда транспарентны в этом смысле авторитетные представители музыкально-теоретические сообщества. Зачастую их экспертные оценки полярны как в диахроническом, так и в синхроническом срезе, а также полемически заострены.
В этой связи был сделан вывод о том, что для проверки теоретических систем на прочность необходимо привлечение к работе субъектов музыкального дискурса, имеющих дело с реальным звуковым пространством — музыкантов-практиков. Для разработки и верификации комплексных теорий в области музыкального восприятия требуются исполнители или группа исполнителей, ориентирующиеся в различных музыкально-языковых системах, как академических так и неакадемических — с релевантным сценическим опытом. Осуществлена экспериментальная проверка выдвинутых ранее теоретических положений о генезисе национальной специфики музыкального мышления субъектов музыкального дискурса путем сопоставления результатов проведенного эксперимента с новейшими данными психофизиологии о динамике когнитивных процессов, их роли в формировании структуры субъективного опыта.