О проекте / Эксперимент

Экспериментальная часть проекта реализована с использованием инфраструктурного и организационного ресурса СПбГУ при участии представителей различных культур: к эксперименту привлечены японские, китайские и русские испытуемые – обучающиеся СПбГУ. На основе данных анкетирования, результатов QA-сессий, проведенной по специально разработанной методике с целью фиксации различных аспектов восприятия, исследовалась перцептивная доступность музыкальных объектов, созданных современными академическими композиторами Китая, России, Японии в рамках европейской профессиональной традиции. Дизайн эксперимента методологически опирался на результаты исследований Исполнителя проекта, а также на исследовательские стратегии, апробированные в работе российских и зарубежных исследователей музыкального мышления и восприятия.

Анкета и тестовые задания для участников эксперимента разработана и утверждена с учетом замечаний и дополнений научных консультантов проекта:

1. Возраст Age
2. Родной язык Native language
3. Иностранные языки (степень владения) Other languages you speak
4. Нотная грамотность Are you able to read music score?
5. Do you have any performing experience (playing the musical instrument, singing in a choir etс.) Есть ли музыкально-исполнительские навыки (владения инструментом, вокальный опыт)?
6. Слушательский опыт (активный) – укажите количество часов в неделю How many hours a week do you listen to music?
7. Стилевые предпочтения Mention the musical style you prefer to listen to
8. Напишите не менее четырех имен (исполнители/композиторы/коллективы/лейблы), которые приходят вам в голову в связи с темой «Музыка XX-XXI»
Mention the 4 most recognizable names (composers, performers, labels, brands etc.) in the field of the XX-XXI century music (on your opinion)

TEST 1

Listen to the four compositions. At the end of each composition fix its approximate length (in minutes) as you feel. Do not use your watches or gadgets!
Вы услышите 4 произведения. Зафиксируйте в анкете (в минутах) время звучания каждой пьесы (не смотрите на часы или в телефон, ориентируйтесь на свои ощущения)
Grade your personal chart of the compositions: from A (the best) to D (the worst).
Распределите услышанные произведения по степени убывания желания слушать

TEST 2

Fix your emotions on every composition. Could you visualize somehow the music your listen? Use such tools as symmetry/asymmetry, tension/detent, vertical /horizontal, static /dynamic.
Поделитесь своими ассоциациями, которые возникли в процессе прослушивания каждой пьесы. Напишите, что конкретно мешает/помогает вам воспринимать то, что вы слышите. Как бы вы визуализировали то, что звучит? Используйте оппозиции: симметрия/асимметрия, напряжение/разрядка, вертикаль/горизонталь, статика/динамика.

TEST 3

Look at the screen and read the information about the origins of composers you listen. Find the correlation between the compositions and the nationality of composers.
Посмотрите на экран, на котором указана информация о том, к какой культуре принадлежат авторы произведений. Соотнесите произведения и национальную принадлежность композиторов.
Порядок и способы предъявления к прослушиванию музыкальных объектов осуществлены с учетом результатов новейших международных исследований в сфере когнитивного музыкознания, в частности, в рамках лабораторий, действующие на стыке науки и арт-практики, которые созданы и активно работают в ведущих университетах (MIT, Стэндфорд, Принстон, Гарвард, Беркли). Опираясь на данные, полученные в результате изучения психофизиологии и нейропсихологии процесса распознавания невербальных паттернов коммуникации, мы можем утверждать, что далеко не каждая система музыкального языка имеет шанс быть адекватно воспринятой слушателем-реципиентом, стать предметом дешифровки, передавая смысл музыкального высказывания и эффективно выполняя функции коммуниката музыкального дискурса.
Различная степень перцептивной доступности звучащих музыкальных феноменов обусловлена особенностями музыкального восприятия, которое в целом ориентировано на антропогенность, человекоразмерность музыкального процесса, но при этом культурно фундировано. Результаты эксперимента коррелируют с данными психофизиологии о динамике когнитивных процессов, в частности, с выводом о том, что культура, в которой существует и развивается субъект, способствует формированию различной специализации нейронов, образующих так называемые «культурозависимые» системы нейронных связей. Сбор экспериментальных данных в режиме реального времени при прослушивании музыкального материала, созданного в рамках европейской профессиональной академической традиции, для которой национально репрезентативными являются, прежде всего, принципы отбора и способы работы с материалом. Музыкальные объекты, созданные для фортепиано в XX-XXI вв., предложенные к прослушиванию:
1 Ада Джентиле Perpianofortesolo
2 Тан Дун «Отсутствующая луна. Плавающие облака»
3 Светлана Лаврова «Метафизика свободного падения»
4 Тору Такемицу «Rain Tree Sketch»
В рамках QA – сессий до и после прослушивания испытуемые оценили степень перцептивной доступности музыкального материала (также учитывались вербальные и невербальные способы выражения социального одобрения, используемые испытуемыми в сетевом общении в процессе прослушивания). Анализ полученных данных указывает на то, что национально-репрезентативное интонационно-смысловое ядро в музыкальном дискурсе современных этнокультурных общностей объективно существует и имеет значительный потенциал развития в условиях обеспечения профессиональным музыкальным сообществом адекватных форм трансляции в социум элементов национальной музыкальной традиции.